Искусство
- это детство
Искусство - это детство
это, когда Иисус
проснулся в яслях,
увидел ослика и засмеялся
Игорь Геко - художник и поэт милостью божьей. Он петер-бужец,
наш современник, живущий на берегах Невы 44 года. Его
дархудожника открылся ещё в раннем детстве, в годы,
когда он училсяв интернате города Зеленогорска. Простор
Финского залива, небро-ская северная красота природы,
чарующие акварели белых ночей немогли не сформировать
чуткость и наблюдательность совсем ещёюного художника
Звучал
орган оранжевой зари
Летели копья огненные с Финского залива
Мы поднимали лица - медные щиты
ещё их не коснулась серая щетина
Однако, большая часть его жизни прошла на севере Петербурга,
вокрестностях Шувалово-суздальских озёр, где Игорь Геко
живёт и сегодня. Живописные пейзажи своей малой родины
он давно запеча-тлел в своих полотнах, особенно тонко
передав щемящую горьковатуюпрелесть осенней и весенней
поры, столь любимых художником.
А
у озера покой
воздух особый - певучий
Вода - голубица. Зоркое око. Берёзы лицо
Ветерок треплет серебряные волоски
На берегах шуваловских озёр властно и безраздельно его
душой
завладела поэзия, ибо талант Игоря, как человека многогранного
ищедро одарённого, не смог уместиться только в рамках
изобразитель-ного искусства.
Слова
бессмертны - пахнут хлебом
Мой чёрный лебедь на сносях
мой белый лебедь кружит в небе
а красный лебедь весь иссяк
Живопишу
сии моменты
В окне с приветом ветви нерв
трясутся листики-монеты
Господь послал спасенье мне
Две его ипостаси: художника и поэта легко перетекают
одна
в другую, создавая сочное зримое полотно самой жизни.
Чтоб
в белоснежной пустоте не скиснуть
возьмусь за старое опять
в доверие холсту вотрусь щетиной кисти
с палитры слизывая жареных опят
из тюбиков повыдавив сырую жухлость листьев
плеская
жемчуг радости на стол
налью по кромочки - и даже с горкой
горелой корочкой занюхаем, а стопочки - об пол
Восхвалим новый день - помянем прошлый
Пространство его поэтического и изобразительного творчества
- это многослойный и многосложный космос, включающий
в себяи нерв сегодняшней жизни, полный узнаваемых реалий,
и одновре-менно мир безудержной, подетски раскованной
и щедрой фантазии.
Мой
стих - ребёнок искренний
беловолосый старичок
в ладошку нищей истине
положит ключик
от дома - что стоит без крыши
Его творчество - это синтез, полифония пластики, звуков,
образов-смыслов. . . Его слово - зрячее, а живопись
- говорящая.
Живопись
звука, мазочки слов
крылышки зелёных листочков
Учусь у стрекоз, у заката воды
у покладистых волн, у восхода сосен
Пишет ли Игорь маслом, выводит ли линию пером или торопит
ка-рандашом пойманное слово - всегда это только его
почерк, его язык- свежий и неповторимый, что несомненно
свойство только истинноготаланта.
Честно сказать
сумятица жизни меня не смущает
пишу то, что думаю, как ребёнок дурачась
Мысль моя пятится тропочкой рачьей
Для тебя это - тьфу !
А для меня это - счастье !
Его творчество целомудренно, духовно, оно зеркально
отражаетдушу автора, его боль, поиски и метания. Это
творчество человека,
чистого сердцем.
Не
оставь меня, Господи ! - плещут уста
Обрастает лицо берестой
Как кустарно, о боже, моё ремесло
как корыто с большою дырой -
протекает душа сквозь него. . .
К постижению и проявлению себя в творчестве Игорь Геко
шёлдолго и непросто. Не получив академического образования,
он окончил"свои университеты". Годы его ученичества
- это дни напролёт,проведённые среди шедевров старых
мастеров в залах Эрмитажа иРусского музея. Здесь он
пытался постичь тайны высокого мастерствапристально
и пристрастно вглядываясь в полотнаот Эль Греко и Рем-брандта
до Ван Гога и Пикассо. . . И горячо, самозабвенно искалсвоё,
только своё Я.
Стоит
передо мною холст, как белое окно
похоже, дом мой погребён под снегом
Я без вести пропавший, сам себе кино
кручу - копаю небо. . .
Годами ученичества стали и пять лет работы в Русском
музее
маляром-штукатуром. Когда он валиком грунтовал потолки
или ки-стью втирал белила в стены прекрасных помещений
Михайловскогодворца, то в тишине безлюдных залов невольно
вновь и вновь застывалперед картинами Куинджи, Левитана,
Филонова, Кандинского. . .Вглядывался, вживался, постигал.
Его учителя - великие русские ху-дожники - своими творениями
являли перед ним подлинное, живоеи нетленное искусство.
Может быть, здесь пришло понимание назна-чения творца
на земле, осмысление красоты жизни, дарованной Богом.
Я
библию читал, когда на свете не был
теперь сами собой листаются страницы лет
Что я скажу, когда Его случайно встречу ?
Воркуют голуби на голове
Через
края в мой городок затёк вишнёвый вечер
Фонарики, как виноград, пылают в темноте
Душа поёт, когда её умеют слушать
Послушным быть хочу !
Так научи меня чему нибудь чуть-чуть
"Сколько
себя помню, столько и рисую" - признаётся Геко
-"стихи начал писать гораздо позже, где-то с 30
лет. Огромная чёрнаябуханка хлеба - книга. . . Поэтический
космос Велимира Хлебниковапереварнул всю мою жизнь."
Художник открывает в себе поэта.Жадно читает, мировую
и отечественную классику Серебряного века,так же и своих
современников: Юрия Левитанского, Ивана Жданова,Виктора
Соснору. . . Поражаясь и упиваясь музыкой, мощью и красо-той
поэтического слова. Сквозь ошеломительный поток великой
поэзиипробивается и крепнит в нём росток его исключительного,
таланта.
Не
превратиться чтобы в немощную кость
чтоб в землю не уйти по брови
не расползтись в ничто - я вызреваю в слово
Благослови, Господь, мой маленький росток !
Его
поэзия - это яростное вдохновение ночных бдений:
Я
ночи начинал с нуля - и до утра писал
покуда не отваливались пальцы
Журавлик рядом был всегда
лунным гвоздём мне починял запястье
Это
чёрный труд пахаря с его потом на пашне в поисках единственно
нужных слов.
Есть
чёрный хлеб,
есть храбрый запах воли.
Я - пахарь, и я - вспаханное поле
Поэзия
стала его дыханием, смыслом, молитвой.
Льются
стихи
словно звон колокольный
в чём-то они исполнены точно
в чём-то не очень - без пользы, порочно
Сшибаются лбами летучие строчки
Быть может, его поэзия не блистает отточенностью формы
и
изящной рифмой, порой грешит алогизмами, неприбранностью,
а то идосадной неряшливостью, нарочитым гратеском -
эпатажем, а порой- и откровенной заумью. И читателя
традиционного, искушённогоямбом и хореем, возможно,
и оттолкнёт заритмованное течение строки с едва уловимым
намёком на рифму.
Но читатель незашоренный, непредвзятый, чувствующий
навкусслово, уловит главное: глубину и сочность метафор,
магию и шаман-ство слов, ворожбу и игру звуков, напряжённую
пульсацию строк -будто сбившееся дыхание неравнодушного
человека. Он почувствуетсилу, страстность, трепетность
его музы, ибо поэзия для автора непросто самовыражение,
а образ жизни, и сама жизнь. В них звучитэнергия мысли,
поток чувств, динамичный напор его ещё и музыкальноодарённой
натуры, ведь Игорь освоил самоучкой классическую гитаручтобы
под его пальцами звучали столь любимые им Бах, Гендель,Моцарт
или собственные импровизации.
Отпустить
бы свой голос в свободный полёт
непременно, чтоб в Богово лоно
Нежно воздух, согретый лучами, поёт
по-весеннему ласков и молод
Его поэзия вылилась в три книги стихов, а картины и
графикане раз и с успехом были представлены зрителю
на персональных выста-вках в галереях Петербурга, Екатеринбурга,
Калининграда, Германии.
Читатель, перед Вами творчество художника, его жизнь
в ис-кусстве. Оно представлено книгами живописи, графики,
поэзии,
коллажами - ещё одной гранью его самобытного дара. Откройте
длясебя искренний, живой, подетски непосредственный
и жизнеутверж-дающий мир нашего современника Игоря Геко.
Оставаться собой - не жалея себя
как весенняя грязь
безыскусно
посреди всех дорог развалиться, смеясь
На ходулях по ней - моя муза !
Марина Ермошкина
Рыбоглазая
душа Игоря Геко
Грёзы грядущего. Волны уходящего времени. Игорь Гекородился
в годы правления под девизом "Завоеваниекосмоса".
Толь-ко что отправили на орбиту спутник с собаками (
год, кстати, тожебыл годом желтой собаки ), тут иявился
миру художник. Он посмо-трел кругом понимающим взглядом
и, еще не представляя, как вы-разить свой восторг, стал
просто впитывать происходящее, чтобыпотом изложить его
в словах и красках.
Таковы были первые шаги, но это был всего навсего внешниймир,
нечто необязательное для творца. Судитьо движущих силаххудожника
нам на самом деле не дано. Мы не знаем его глубины.Доступна
только видимая до горизонта поверхность, да и то, еслинет
тумана. Лодку оттолкнули от берега и она поплыла. Мы
никогдаточно не можемсказать, что же движет эту лодку.
Разве только пре-дполагаем, что это ветер или течение.
В крайнем случае большая
рыба, держащая лодку на спине. Рыба в воде не видна
и мы наб-людаем только несущуюся по волнам лодку.
Игорь Геко многолик. Всё, что отделяет художникаот поэта,всё
те мимолетные, тонкие отличия, которые обычно не замечают,он
делает своим материалом и полными горстями черпает из
него,создавая картины из слов и слова из картин. В последнее
время сло-ва стали расти в нём и занимать его внутреннее
пространство, он с головою погрузился в поэтический
лес. Его творения напоминаютподчас сказочные дебри с
сотнями зверейсмыслов, прячущихся сре-ди густой зелени
и кричащих разными голосами. Из узких речек,где предполагается
разве что существование раков иличерепах, вы-ныривают
зелёновласые русалки, оглашая лес звонкими песнями.
Стихийность, интуиция - эти две сущности, живущиев соз-нании,
Геко вытягивает наружу. У него всё построеноне на внешнихзаконах,
не на слышимом ритме, а на внутреннем ритме значимыхслов.
Игра смыслов у Геко всегда серьёзна, она не погремушкапоэтического
младенца, а этюд гроссмейстера. Причем правиласоставляются
каждый раззаново. Каждая вещь требует всматри-вания,
вживания в образы. Но нельзя погружаться в такие глубиныбез
того, чтобы иногда не выныривать ради глотка другого
свежеговоздуха. Игорь Геко выныривает снова и снова,
делаетэто серь-ёзно и его ипостаси: и надводная, и подводная
одинаково ярки. Онподобен дельфину. Един в двух стихиях.
В этой надводной жизни Геко создал свои Озерки. Кто,хотя
бы раз, видел его пейзажи, уже обречён гулятьне по обычнымОзеркам.
Глаз постоянно натыкается назнакомые по картинам кра-ски,
образы и смыслы. Озерки - постоянно действующая выс-тавка
Игоря Геко.
Дышать на этой вытавке легко и свободно, слышно ворчаниеуток
и истошные крики чаек. Девушки бродят, как павы. Свинцоваявода
колышется под ударами тел. Рыбаки словно сурки в пустыне,невозмутимо
стоят над водой. Возможно, если бы они догадалисьзабросить
удочки в холсты Геко, они имели бы больший улов.Кони
с прекрасными всадницами проносятся по краям пейзажей,чуть
не выскакивая за рамки. . .
Меж глубиной и освещенной солнцем поверхностью находитсяслой
полутеней, наполненный видениями. Угадываются сюжеты.Они
захватывают зрителя, как магическое действо. Подтверждаютсвязь
человека с природой, с миром, подтверждают наличие бытияв
каждом предмете. "Всё полно богов", - спустя
более двух тысячлет после Фалеса, утверждает Геко. У
деревьев есть лица, живот-ные словно люди, люди, как
животные. Мир художника всегдадвусторонен, в нём присутствуют
два начала: добро и зло, любовьи ненависть, жизнь и
смерть, что соединяясь, порождают формывещей. Всё движется,
волнуется в потоках времени.
"Боль
- это чувство, как утверждал Джим Моррисон. Твоичувства
- часть тебя, твоя собственная реальность. Если ты этогостыдишься
и бежишь, ты позволяешь обществу разрушить воюреальность.
Нужно бороться за правочувствовать свою боль".Игорь
Геко не стыдится своей боли. Егочувства чудесным образомпревращаются
в творческую реальность. Единственную реальность
Александр Неманис
|